Фотография
Фотографии Софьи Тол­стой можно на­звать свое­образ­ной лето­писью по­след­них двад­ца­ти лет жиз­ни пи­са­те­ля. Все­го со­хра­ни­лось бо­лее ты­ся­чи сним­ков, сде­лан­ных графиней.
Фотография
Фотографии Софьи Тол­стой можно на­звать свое­образ­ной лето­писью по­след­них двад­ца­ти лет жиз­ни пи­са­те­ля. Все­го со­хра­ни­лось бо­лее ты­ся­чи сним­ков, сде­лан­ных графиней.
Софья Андреевна научи­лась фото­гра­фи­ро­вать в шест­над­цать лет, благо­да­ря зна­ко­мо­му от­ца — фо­то­гра­фу, сту­ден­ту гре­чес­ко­го про­ис­хожде­ния Ку­ку­ли. Он не толь­ко учил сред­нюю дочь Бер­сов фо­то­съем­ке, но и даже по­да­рил ей свой фо­то­ап­па­рат. «Тог­да фо­то­гра­фия бы­ла слож­ная. На­до бы­ло стек­ло об­ли­вать кол­ло­диу­мом, по­том класть в се­реб­ря­ную ван­ну, укреп­лять су­ле­мой, су­шить, то же на­до бы­ло про­де­лы­вать с аль­бу­мин­ной бу­ма­гой. Я все ле­то страст­но увле­ка­лась фо­то­гра­фи­ей… Сня­ла не­сколь­ко порт­ре­тов… и бро­си­ла это за­ня­тие по­то­му, что на­ча­ла пи­сать свою пер­вую по­весть», — вспо­ми­на­ла позд­нее Софья Ан­дре­ев­на. Ее сним­ки то­го пе­рио­да до нас не дошли.

Софья Андреевна вер­ну­лась к фо­то­гра­фи­ро­ва­нию спу­стя почти 30 лет — в кон­це 1880-х го­дов. Пере­лом­ным мо­мен­том в ее за­ня­тиях фо­то­гра­фи­ей стал 1895 год — год смер­ти лю­би­мо­го млад­ше­го сы­на Ва­неч­ки. «Чтобы спас­тись от се­бя, взя­лась за фо­то­гра­фию, но по-преж­не­му неудач­но. Мне хо­те­лось сфо­то­гра­фи­ро­вать Ва­нич­ки­ны и свои лю­би­мые мес­та в Яс­ной. Буду до­би­вать­ся», — со­об­ща­ла она се­ст­ре в августе того года.

В 1887 году гра­фи­ня при­об­ре­ла до­рож­ную ка­ме­ру со шта­ти­вом фир­мы «Ко­дак». «<…> Се­го­дня о фо­то­гра­фии го­во­ри­ли, по­то­му что я при­вез­ла и бу­ду за­ни­мать­ся фо­то­гра­фи­ей, сни­мать ви­ды и всю семью нашу», — за­пи­са­ла Софья Ан­дре­ев­на в днев­нике. С того мо­мен­та на про­тя­же­нии поч­ти 25 лет она ре­гу­ляр­но фо­то­гра­фи­ру­ет му­жа, де­тей, вну­ков, дру­зей, Яс­ную По­ля­ну, пей­за­жи во вре­мя пу­те­шест­вий и себя — авто­порт­рет за­ни­ма­ет осо­бое мес­то в ее кол­лек­ции сним­ков. «Взя­ла фо­то­гра­фи­чес­кий ап­па­рат и бе­га­ла всю­ду, сни­мая и при­ро­ду, и вну­ков, и Л. Н. с се­строй, и лес, и ку­паль­ную до­ро­гу — и всю ми­лую ясно­по­лян­скую при­ро­ду…», — за­пи­са­ла она в днев­ни­ке 1 сен­тя­бря 1898 года. Боль­шая часть фо­то­гра­фий бы­ла сде­ла­на ею за послед­ние пят­над­цать лет жиз­ни Тол­сто­го — с 1895 по 1910 год.
Софья Андреевна научи­лась фото­гра­фи­ро­вать в шест­над­цать лет, благо­да­ря зна­ко­мо­му от­ца — фо­то­гра­фу, сту­ден­ту гре­чес­ко­го про­ис­хожде­ния Ку­ку­ли. Он не толь­ко учил сред­нюю дочь Бер­сов фо­то­съем­ке, но и даже по­да­рил ей свой фо­то­ап­па­рат. «Тог­да фо­то­гра­фия бы­ла слож­ная. На­до бы­ло стек­ло об­ли­вать кол­ло­диу­мом, по­том класть в се­реб­ря­ную ван­ну, укреп­лять су­ле­мой, су­шить, то же на­до бы­ло про­де­лы­вать с аль­бу­мин­ной бу­ма­гой. Я все ле­то страст­но увле­ка­лась фо­то­гра­фи­ей… Сня­ла не­сколь­ко порт­ре­тов… и бро­си­ла это за­ня­тие по­то­му, что на­ча­ла пи­сать свою пер­вую по­весть», — вспо­ми­на­ла позд­нее Софья Ан­дре­ев­на. Ее сним­ки то­го пе­рио­да до нас не дошли.

Софья Андреевна вер­ну­лась к фо­то­гра­фи­ро­ва­нию спу­стя почти 30 лет — в кон­це 1880-х го­дов. Пере­лом­ным мо­мен­том в ее за­ня­тиях фо­то­гра­фи­ей стал 1895 год — год смер­ти лю­би­мо­го млад­ше­го сы­на Ва­неч­ки. «Чтобы спас­тись от се­бя, взя­лась за фо­то­гра­фию, но по-преж­не­му неудач­но. Мне хо­те­лось сфо­то­гра­фи­ро­вать Ва­нич­ки­ны и свои лю­би­мые мес­та в Яс­ной. Буду до­би­вать­ся», — со­об­ща­ла она се­ст­ре в августе того года.

В 1887 году гра­фи­ня при­об­ре­ла до­рож­ную ка­ме­ру со шта­ти­вом фир­мы «Ко­дак». «<…> Се­го­дня о фо­то­гра­фии го­во­ри­ли, по­то­му что я при­вез­ла и бу­ду за­ни­мать­ся фо­то­гра­фи­ей, сни­мать ви­ды и всю семью нашу», — за­пи­са­ла Софья Ан­дре­ев­на в днев­нике. С того мо­мен­та на про­тя­же­нии поч­ти 25 лет она ре­гу­ляр­но фо­то­гра­фи­ру­ет му­жа, де­тей, вну­ков, дру­зей, Яс­ную По­ля­ну, пей­за­жи во вре­мя пу­те­шест­вий и себя — авто­порт­рет за­ни­ма­ет осо­бое мес­то в ее кол­лек­ции сним­ков. «Взя­ла фо­то­гра­фи­чес­кий ап­па­рат и бе­га­ла всю­ду, сни­мая и при­ро­ду, и вну­ков, и Л. Н. с се­строй, и лес, и ку­паль­ную до­ро­гу — и всю ми­лую ясно­по­лян­скую при­ро­ду…», — за­пи­са­ла она в днев­ни­ке 1 сен­тя­бря 1898 года. Боль­шая часть фо­то­гра­фий бы­ла сде­ла­на ею за послед­ние пят­над­цать лет жиз­ни Тол­сто­го — с 1895 по 1910 год.
Софья Андреевна была един­ствен­ным фо­то­гра­фом, сняв­шим Льва Ни­ко­лае­ви­ча Тол­сто­го с ху­дож­ни­ком Ильей Ефи­мо­ви­чем Ре­пи­ным, пиа­нист­кой Ван­дой Лан­дов­ской, ба­ла­лаеч­ни­ком Бо­ри­сом Сер­ге­еви­чем Тро­я­нов­ским, пи­са­те­лем Алек­се­ем Мак­си­мо­ви­чем Горь­ким. По­след­ний пи­сал гра­фи­не: «С нетерпением жду снимка — вот буду благодарен Вам! По совести скажу — видеть себя на карточке рядом со Львом русской литературы — мне невыразимо радостно. Горжусь этим — ужасно! Знаю, что Вам обязан честью этой».
Софья Андреевна была един­ствен­ным фо­то­гра­фом, сняв­шим Льва Ни­ко­лае­ви­ча Тол­сто­го с ху­дож­ни­ком Ильей Ефи­мо­ви­чем Ре­пи­ным, пиа­нист­кой Ван­дой Лан­дов­ской, ба­ла­лаеч­ни­ком Бо­ри­сом Сер­ге­еви­чем Тро­я­нов­ским, пи­са­те­лем Алек­се­ем Мак­си­мо­ви­чем Горь­ким. По­след­ний пи­сал гра­фи­не: «С нетерпением жду снимка — вот буду благодарен Вам! По совести скажу — видеть себя на карточке рядом со Львом русской литературы — мне невыразимо радостно. Горжусь этим — ужасно! Знаю, что Вам обязан честью этой».
Лев Николаевич высоко це­нил та­лант су­пру­ги. Об од­ном из сво­их порт­ре­тов, сня­тых в 1909 году, он го­во­рил: «Порт­рет пре­кра­сен, потому что не бы­ло по­зи­ро­ва­ния. Ру­ки пре­крас­ны, вы­ра­же­ние на­ту­раль­но». Пи­са­тель не лю­бил по­ста­но­воч­ные сним­ки, по­это­му его фо­то­порт­ре­тов за ра­бо­той в кол­лек­ции Софьи Ан­дре­ев­ны срав­ни­тель­но ма­ло. Она боль­ше сни­ма­ла его в кру­гу семьи, с гос­тя­ми, во вре­мя от­ды­ха. Фо­то­гра­фии, сделанные Софьей Андреевной в Крыму во время болезни писателя, вызвали восторженный отклик музыкального и художественного критика Владимира Васильевича Стасова: «Какая в самом деле великая мастерица графиня Софья Андреевна по части фотографии. Просто слюнки текут, как посмотришь на ее новые снимки».
Лев Николаевич высоко це­нил та­лант су­пру­ги. Об од­ном из сво­их порт­ре­тов, сня­тых в 1909 году, он го­во­рил: «Порт­рет пре­кра­сен, потому что не бы­ло по­зи­ро­ва­ния. Ру­ки пре­крас­ны, вы­ра­же­ние на­ту­раль­но». Пи­са­тель не лю­бил по­ста­но­воч­ные сним­ки, по­это­му его фо­то­порт­ре­тов за ра­бо­той в кол­лек­ции Софьи Ан­дре­ев­ны срав­ни­тель­но ма­ло. Она боль­ше сни­ма­ла его в кру­гу семьи, с гос­тя­ми, во вре­мя от­ды­ха. Фо­то­гра­фии, сделанные Софьей Андреевной в Крыму во время болезни писателя, вызвали восторженный отклик музыкального и художественного критика Владимира Васильевича Стасова: «Какая в самом деле великая мастерица графиня Софья Андреевна по части фотографии. Просто слюнки текут, как посмотришь на ее новые снимки».
У Софьи Андре­ев­ны не бы­ло спе­циаль­ной ком­наты-фото­мас­тер­ской. Не­га­ти­вы она про­яв­ля­ла под лест­ни­цей, ве­ду­щей на чер­дак. Ее внуч­ка Ан­на Ильи­нич­на Тол­стая вспо­ми­на­ла: «Дол­гое вре­мя ба­буш­ка увле­ка­лась фо­то­гра­фи­ей и всех сни­ма­ла. Про­яв­ля­ла она в тем­ном чу­лан­чи­ке, где был ход на чер­дак; тог­да она бе­га­ла в боль­шом сит­це­вом фар­ту­ке, и по­сто­ян­но у нее бы­ли чер­ные ног­ти от вираж-фикса­жа». Сним­ки Софья Андре­ев­на пе­ча­та­ла са­ма (чаще всего на тер­ра­се) на «бу­ма­ге с днев­ным про­яв­ле­ни­ем», кото­рая при­да­ва­ла изо­бра­же­ни­ям ко­рич­не­вый от­те­нок. Этот спо­соб не пред­усма­три­вал хи­ми­чес­ко­го про­яв­ле­ния и из-за низ­кой се­бе­стои­мос­ти был очень рас­про­стра­нен в XIX столетии.

После смерти супруга Софья Андре­ев­на почти не фо­то­гра­фи­ро­ва­ла. Иног­да сни­ма­ла мо­ги­лу Тол­сто­го или вну­ков — лю­би­мую внуч­ку Та­неч­ку Су­хо­ти­ну и Ма­шу Тол­стую (дочь Ан­дрея Льво­ви­ча от вто­ро­го бра­ка); ко­пи­ро­ва­ла преж­ние сним­ки Яс­ной По­ля­ны для род­ных и зна­ко­мых; до­пол­ня­ла опи­си фо­то­гра­фий и не­га­ти­вов, со­став­лен­ные ею еще в 1903—1904 годах.
У Софьи Андре­ев­ны не бы­ло спе­циаль­ной ком­наты-фото­мас­тер­ской. Не­га­ти­вы она про­яв­ля­ла под лест­ни­цей, ве­ду­щей на чер­дак. Ее внуч­ка Ан­на Ильи­нич­на Тол­стая вспо­ми­на­ла: «Дол­гое вре­мя ба­буш­ка увле­ка­лась фо­то­гра­фи­ей и всех сни­ма­ла. Про­яв­ля­ла она в тем­ном чу­лан­чи­ке, где был ход на чер­дак; тог­да она бе­га­ла в боль­шом сит­це­вом фар­ту­ке, и по­сто­ян­но у нее бы­ли чер­ные ног­ти от вираж-фикса­жа». Сним­ки Софья Андре­ев­на пе­ча­та­ла са­ма (чаще всего на тер­ра­се) на «бу­ма­ге с днев­ным про­яв­ле­ни­ем», кото­рая при­да­ва­ла изо­бра­же­ни­ям ко­рич­не­вый от­те­нок. Этот спо­соб не пред­усма­три­вал хи­ми­чес­ко­го про­яв­ле­ния и из-за низ­кой се­бе­стои­мос­ти был очень рас­про­стра­нен в XIX столетии.

После смерти супруга Софья Андре­ев­на почти не фо­то­гра­фи­ро­ва­ла. Иног­да сни­ма­ла мо­ги­лу Тол­сто­го или вну­ков — лю­би­мую внуч­ку Та­неч­ку Су­хо­ти­ну и Ма­шу Тол­стую (дочь Ан­дрея Льво­ви­ча от вто­ро­го бра­ка); ко­пи­ро­ва­ла преж­ние сним­ки Яс­ной По­ля­ны для род­ных и зна­ко­мых; до­пол­ня­ла опи­си фо­то­гра­фий и не­га­ти­вов, со­став­лен­ные ею еще в 1903—1904 годах.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website