Писательство
Литературное наследие Софьи Толстой включает в себя произ­ве­де­ния раз­ных форм и жан­ров: сти­хо­тво­ре­ния, ме­муа­ры, дет­ские рас­ска­зы, повести.

Писательство
Литературное наследие Софьи Толстой включает в себя произ­ве­де­ния раз­ных форм и жан­ров: сти­хо­тво­ре­ния, ме­муа­ры, дет­ские рас­ска­зы, повести.

Литературный талант Софьи Андреевны про­явил­ся еще в юнос­ти. В 1860 году она со­чи­ни­ла по­весть «На­та­ша». С этим тек­стом был зна­ком Лев Ни­ко­лае­вич и даже узна­вал се­бя в од­ном из ге­ро­ев — кня­зе Дуб­лиц­ком. Про­чи­тав ра­бо­ту де­вуш­ки, он за­пи­сал о ней в сво­ем днев­ни­ке: «что за энер­гия прав­ды и про­сто­ты». Неза­дол­го до свадь­бы Софья Ан­дре­ев­на со­жгла по­весть вместе с де­ви­чес­ки­ми дневниками.

Софья Андре­ев­на увлек­лась ли­те­ра­ту­рой, го­то­вясь к экза­ме­ну на зва­ние до­маш­ней учи­тель­ни­цы, ко­то­рый успеш­но сда­ла в 1861 году. Ее со­чи­не­ние бы­ло вы­со­ко оце­не­но про­фес­со­ром Ни­ко­лаем Сав­ви­чем Ти­хо­нра­во­вым — бу­ду­щим рек­то­ром Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. «И Со­ня сде­ла­ет­ся когда-нибудь ав­то­ром; не­да­ром она при­ве­ла в вос­торг Ти­хо­нра­во­ва сво­им со­чи­не­ни­ем. Ну-ка, отли­чись, моя кра­са­ви­ца, на­пи­ши нам по­весть. Стоит только за­хо­теть, если ты удач­но и вер­но опи­шешь тво­его му­жа и всю твою эпи­зо­ду со всей пред­ше­ствую­щей тво­ей жиз­нью, то ин­те­ре­са в этом мно­го найдет­ся, — ци­ти­ру­ет Софья Ан­дре­ев­на пись­мо от­ца к ней и Льву Ни­ко­лае­ви­чу, а затем до­бав­ля­ет, — Я была в вос­тор­ге от вы­со­кой от­мет­ки; а позд­нее, когда я вы­шла за­муж за Льва Ни­ко­лае­ви­ча, Ти­хо­нра­вов ска­зал, что Льву Ни­ко­лае­ви­чу и сле­до­ва­ло же­нить­ся на такой же­не, у ко­то­рой было вер­ное ли­те­ра­тур­ное чутье, и что со­чи­не­ние мое бы­ло луч­шее в году из всех со­чи­не­ний экза­ме­ную­щихся девиц».

Особое место в насле­дии Софьи Тол­стой-ли­те­ра­то­ра за­ни­ма­ют ее авто­био­гра­фи­чес­кие тексты и днев­ни­ки. Для нее это была сво­его ро­да психо­те­ра­пия: «я часто бы­ваю одна с сво­ими мысля­ми, что не­воль­но яв­ля­ет­ся потреб­ность пи­сать жур­нал»; «все про­рва­лось в по­треб­ности со­сре­до­то­чить­ся и вы­пла­кать­ся и вы­пи­сать­ся в журнале».
Литературный талант Софьи Андреевны про­явил­ся еще в юнос­ти. В 1860 году она со­чи­ни­ла по­весть «На­та­ша». С этим тек­стом был зна­ком Лев Ни­ко­лае­вич и даже узна­вал се­бя в од­ном из ге­ро­ев — кня­зе Дуб­лиц­ком. Про­чи­тав ра­бо­ту де­вуш­ки, он за­пи­сал о ней в сво­ем днев­ни­ке: «что за энер­гия прав­ды и про­сто­ты». Неза­дол­го до свадь­бы Софья Ан­дре­ев­на со­жгла по­весть вместе с де­ви­чес­ки­ми дневниками.

Софья Андре­ев­на увлек­лась ли­те­ра­ту­рой, го­то­вясь к экза­ме­ну на зва­ние до­маш­ней учи­тель­ни­цы, ко­то­рый успеш­но сда­ла в 1861 году. Ее со­чи­не­ние бы­ло вы­со­ко оце­не­но про­фес­со­ром Ни­ко­лаем Сав­ви­чем Ти­хо­нра­во­вым — бу­ду­щим рек­то­ром Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. «И Со­ня сде­ла­ет­ся когда-нибудь ав­то­ром; не­да­ром она при­ве­ла в вос­торг Ти­хо­нра­во­ва сво­им со­чи­не­ни­ем. Ну-ка, отли­чись, моя кра­са­ви­ца, на­пи­ши нам по­весть. Стоит только за­хо­теть, если ты удач­но и вер­но опи­шешь тво­его му­жа и всю твою эпи­зо­ду со всей пред­ше­ствую­щей тво­ей жиз­нью, то ин­те­ре­са в этом мно­го найдет­ся, — ци­ти­ру­ет Софья Ан­дре­ев­на пись­мо от­ца к ней и Льву Ни­ко­лае­ви­чу, а затем до­бав­ля­ет, — Я была в вос­тор­ге от вы­со­кой от­мет­ки; а позд­нее, когда я вы­шла за­муж за Льва Ни­ко­лае­ви­ча, Ти­хо­нра­вов ска­зал, что Льву Ни­ко­лае­ви­чу и сле­до­ва­ло же­нить­ся на такой же­не, у ко­то­рой было вер­ное ли­те­ра­тур­ное чутье, и что со­чи­не­ние мое бы­ло луч­шее в году из всех со­чи­не­ний экза­ме­ную­щихся девиц».

Особое место в насле­дии Софьи Тол­стой-ли­те­ра­то­ра за­ни­ма­ют ее авто­био­гра­фи­чес­кие тексты и днев­ни­ки. Для нее это была сво­его ро­да психо­те­ра­пия: «я часто бы­ваю одна с сво­ими мысля­ми, что не­воль­но яв­ля­ет­ся потреб­ность пи­сать жур­нал»; «все про­рва­лось в по­треб­ности со­сре­до­то­чить­ся и вы­пла­кать­ся и вы­пи­сать­ся в журнале».
«Куколки-скелетцы и другие рассказы» С. А. Толстой. Издание 1910 года с восемью рисунками, исполненными по плану автора художником А. Моравовым


В ли­те­ра­тур­ном твор­чест­ве Софьи Ан­дре­ев­ны на­шла свое отра­же­ние и ее без­гра­нич­ная лю­бовь к де­тям. В 1910 году в свет вы­шел ее сбор­ник дет­ских поучи­тель­ных рас­ска­зов «Ку­кол­ки-ске­лет­цы», вклю­чав­ший не только на­пи­сан­ные в раз­ные го­ды тек­сты гра­фи­ни, но и рас­сказ ее млад­ше­го сы­на Ва­неч­ки «Спа­сен­ный Такс». В осно­ву рас­ска­зов из сбор­ни­ка лег­ли слу­чаи из жиз­ни семьи Тол­стых и ясно­полянских крестьян.

Графиня Толстая ста­ла авто­ром по­вес­ти «Чья ви­на?», всту­пив­шей в полемику с «Крей­це­ро­вой со­на­той»; по­вес­ти «Пес­ня без слов», отра­зив­шей исто­рию ее отно­ше­ний с ком­по­зи­то­ром Сер­ге­ем Та­не­евым; а также цик­ла сти­хо­тво­ре­ний в про­зе «Сто­ны». Этот цикл был опубли­ко­ван под псев­до­ни­мом Уста­лая в 1904 году в «Жур­на­ле для всех». В него во­шли де­вять сти­хо­тво­ре­ний, одно из ко­то­рых («Поэт») по­свя­ще­но па­мя­ти Афанасия Фета.
В ли­те­ра­тур­ном твор­чест­ве Софьи Ан­дре­ев­ны на­шла свое отра­же­ние и ее без­гра­нич­ная лю­бовь к де­тям. В 1910 году в свет вы­шел ее сбор­ник дет­ских поучи­тель­ных рас­ска­зов «Ку­кол­ки-ске­лет­цы», вклю­чав­ший не только на­пи­сан­ные в раз­ные го­ды тек­сты гра­фи­ни, но и рас­сказ ее млад­ше­го сы­на Ва­неч­ки «Спа­сен­ный Такс». В осно­ву рас­ска­зов из сбор­ни­ка лег­ли слу­чаи из жиз­ни семьи Тол­стых и ясно­полянских крестьян.

Графиня Толстая ста­ла авто­ром по­вес­ти «Чья ви­на?», всту­пив­шей в полемику с «Крей­це­ро­вой со­на­той»; по­вес­ти «Пес­ня без слов», отра­зив­шей исто­рию ее отно­ше­ний с ком­по­зи­то­ром Сер­ге­ем Та­не­евым; а также цик­ла сти­хо­тво­ре­ний в про­зе «Сто­ны». Этот цикл был опубли­ко­ван под псев­до­ни­мом Уста­лая в 1904 году в «Жур­на­ле для всех». В него во­шли де­вять сти­хо­тво­ре­ний, одно из ко­то­рых («Поэт») по­свя­ще­но па­мя­ти Афанасия Фета.
Стихотворение «Поэт
В простор­ной до­мо­вой церк­ви отпе­ва­ли поэта. Стро­гое ли­цо усоп­ше­го бы­ло ве­ли­чест­вен­но и кра­си­во. Оно при­вле­ка­ло. А при­твор­но груст­ные ли­ца окру­жаю­щих от­тал­ки­ва­ли взор своей при­лич­ной ложью. Кому ты пел свои за­молк­шие пес­ни? Куда ушла кра­си­вая, изящ­ная и чут­кая ду­ша твоя? Но ты жив тем чув­ством ко всему, что ты лю­бил, о чем грус­тил, о чем пел, и что бес­смерт­но за­ве­щал лю­дям, пом­нив­шим тебя. Но кто, кто здесь по­няв­ший тебя? Кто от­зо­вет­ся на пес­ни твои и даст ответ? Вдруг гром­ко раз­нес­лось по цер­кви одно жи­вое искрен­нее ры­да­ние. Кра­си­вая, блед­ная, тон­кая и вы­со­кая фи­гу­ра жен­щи­ны в обла­ке чер­ной про­зрач­ной тка­ни быстро по­до­шла к по­кой­ни­ку и, власт­но оста­но­вив ру­кой под­ня­тую крыш­ку гро­ба, по­ло­жи­ла на грудь поэта жи­вую пыш­ную ро­зу – послед­ний дар лю­бя­щей ду­ши поэту. Один миг, один по­рыв люб­ви оза­рил тоскли­вую ложь при­ли­чия с ис­кус­ствен­ны­ми, хо­лод­ны­ми, гре­мя­щи­ми цве­та­ми, с такими же гре­мя­щи­ми хо­лод­ны­ми ре­ча­ми ли­це­ме­рия, и вспых­нула жизнь над мертвой толпой.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website