Копирование как творческий метод Софья Андреевна использовала и позднее. В декабре 1889 года она записала в дневнике: «Во время болезни Льва Николаевича большим отвлечением от горя служило мне рисование. Я никогда раньше не училась и не рисовала акварелью, а тут, по просьбе сына Ильи, скопировала ему с рисунков Сверчкова две лошади: Холстомер в молодости и Холстомер в старости. Вышло настолько удачно, что все меня преувеличенно хвалили, а я радовалась этому». Графиня вспоминала, что супруг хотел нанять для нее учителя рисования из Тулы, «но, кажется, такого не оказалось, или просто он раздумал».
В 1890-е годы Софья Андреевна много часов проводила за мольбертом. Супруга Толстого выполняла пейзажи, натюрморты, работы с натуры, делала «художественный гербарий» — зарисовки цветов, копировала работы известных художников. В 1904 году около двух недель она работала над копией портрета Льва Николаевича, сделанного Репиным в 1887 году. «Практически она необыкновенно способна — так все говорят; этой весною, ни разу в жизни не держав кисти в руках, она сделала масляными красками копию с портрета Льва Николаевича — Репина, говорят, отлично», — писал в 1904 году историк культуры Михаил Осипович Гершензон.